Главная
Возраст и красота: как к старению относятся в разных частях света
Не стараться быть похожей на кого-то, а любить себя в любом возрасте и обязательно оставаться естественной — вот новые постулаты индустрии красоты. Однако в разных частях света «естественность» понимают по-разному.
1
Миссия: принять и полюбить себя
В США «нестандартной» красоте — то есть не ограниченной условными параметрами 90-60-90 — сегодня уделяется особое внимание. На подиум выходят модели, не похожие на других: Винни Харлоу с витилиго, Эшли Грэм с весом 90+ килограммов, Мадлен Стюарт с синдромом Дауна и многие другие.
Но, как ни удивительно, в этой новой реальности пока не хватает места определенной аудитории, а именно — женщинам возраста 45+. За право быть собой в этом (и вообще любом) возрасте приходится бороться даже голливудским знаменитостям. По мнению некоторых актрис, индустрия красоты при всей своей прогрессивности пока еще продолжает навязывать женщинам комплексы, используя для рекламы молодых красавиц, которых дополнительно ретушируют так, что на их коже не остается ни единой поры, а на теле — ни одной родинки, растяжки, чего в жизни не бывает. Не говоря уж об anti-age средствах, которые порой рекламируют совсем юные модели.
Сторонницы естественного старения пропагандируют свои взгляды через интервью и книги. Так, 46-летняя американская актриса Гвинет Пэлтроу выпустила книгу о красоте под названием Clean Beauty, где она рассуждает так: «С возрастом ты начинаешь понимать красоту по-другому. Ты осознаешь, что это внутренний процесс и что на самом деле важнее то, как ты себя принимаешь и чувствуешь, чем то, как ты выглядишь. Если ты любишь себя, то ты красива».
Однако на уровне масс, судя по многочисленным отзывам, пока еще все по-старому.
Звезда «Секретных материалов», 50-летняя Джиллиан Андерсон, которая родилась в Чикаго, а росла в Лондоне, так сравнила американское и европейское отношение к взрослению в одном из интервью:
«Я заметила, что женщины в Британии принимают натуральные процессы и изменения. В Европе женщины считаются красивыми в любом возрасте, чего нельзя сказать об Америке, особенно Лос-Анджелесе, где признаки старения — например, морщины — воспринимаются как недостатки и искореняются. Я считаю, что женщина должна быть вольна выбирать, как ей стареть. Желание остановить процесс, конечно, будет всегда. Но в конце концов, все сводится к тому, чтобы принять его и себя в своем возрасте. Это сложно».
Такой взгляд разделяет американская журналистка Энн Моррисон, которая опубликовала в NY Times большую статью об отличиях «возрастного» подхода к красоте в США и Европе, в частности, Франции. Энн жила в Париже и наблюдала за женщинами в зрелом возрасте. И ее поразило, что многие, если не большинство, предпочитали естественное старение, но при этом вели себя так, словно навсегда остаются девочками!
«Я часто вижу у себя в районе взрослую женщину, которая вальсирует по улице под воображаемую музыку, одаривая улыбкой каждого прохожего, — пишет Моррисон. — Где-нибудь в другой стране я бы перешла на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с ней. Но только не здесь. Глядя на таких, как она, я думала, что в этой стране женщины забыли обо всем, что касается возраста».
По наблюдениям Моррисон, в ее родной Америке женщины относятся к процедурам ухода за собой как к обременяющей необходимости, а во Франции — как к приятному ритуалу. Она отмечает, что, согласно исследованиям маркетингового агентства Mintel, во Франции девушки начинают пользоваться антивозрастными средствами в период с 15 до 19 лет. На туалетной полочке парижанки обязательно есть дневной крем с УФ-фильтром, ночной крем, сыворотка, увлажняющее средство, очищающее, тонизирующее и какая-нибудь специфическая мазь, например, с апельсиновой цедрой от варикоза. Плюс очень популярны во Франции разнообразные продукты для улучшения фигуры: «Они не ходят в спортзал. Они пользуются таблетками, лосьонами и процедурами. Фармацевтика в этом смысле процветает — у них есть крем «для избавления отложений в местах, резистентных к диетам», представляете?»
2
Вечная борьба vs радость жизни
Французский пластический хирург Мишель Суссалин говорит, что в Европе женщины, прибегающие к его услугам, просят «улучшить внешний вид, но оставить натуральную красоту и индивидуальность». Они тщательно скрывают вмешательства, для них главное — освежить внешний вид, а не изменить его. И здесь налицо главное отличие европейского подхода к красоте от американского — в США, отмечает доктор, пациентки не просто не скрывают визиты к косметологам и пластическим хирургам, но и всячески подчеркивают «тюнинг». Потому что для них внешние трансформации, кроме прочего,— это еще и способ показать свою платежеспособность. Статус, если хотите.
Пользователи в сети это подтверждают. «В Америке старение — это печаль, потому что юность ушла и никогда не вернется, — пишет один из участников сервиса Quora. — Я много общаюсь с итальянцами, и лишь немногие из них борются со старением — большинство просто наслаждается жизнью. В семьдесят они все так же активны и много путешествуют. Их секрет — меньше тщеславия, меньше стресса, меньше попыток удержать неудержимое».
Стоит посмотреть хотя бы на знаменитых итальянок — 84-летнюю Софи Лорен и 55-летнюю Монику Беллуччи, красотой которых по-прежнему восхищаются миллионы поклонников! «Если молодая женщина красива, но не привыкла дисциплинированно ухаживать за собой, то со временем она потеряет свою красоту. Если же самая обычная женщина будет дисциплинированно ухаживать за собой, то с возрастом она станет только краше», — это слова Лорен.
Тест
Бьюти-География
Пройти
3
Россиянки: рациональный подход
Российские женщины в плане отношения к возрасту ближе к американкам, а к красоте и уходу — к европейкам.
Первое отлично демонстрируют комментарии пользовательниц в соцсетях возрастных знаменитостей. Многие пока не готовы «простить» выбор естественного старения: одни не верят в искренность такого подхода и стараются уличить в использовании фотошопа и фильтров (по их мнению, оставаться красивой в зрелом возрасте без помощи пластики невозможно), а для других идея выглядеть на свой возраст, только ухоженно, в принципе неприемлема: они все еще считают, что понятие «красота» равно только понятию «молодость».
Так, 50-летней певице Валерии недавно пришлось защищаться из-за фотосессии. Снимки, на которых она предстала в коротких шортах, вызвали в сети настоящий шок: как можно в таком возрасте! Вступился муж артистки Иосиф Пригожин. «Эйджизм, дискриминация по возрасту — исключительно российская болезнь,— написал продюсер на странице у себя в соцсети. — Ну как не гордиться и не ставить многим женщинам и девушкам в пример мою Валерию. Как еще доказать, если не таким образом, что красота женщины не имеет ни возраста, ни границ, во многом зависит от самого человека. Здоровый образ жизни, правильное питание, спорт и любовь — самый сильный двигатель и мотиватор». Сама Валерия говорит, что только к 50 годам сумела полюбить свое тело.
Что касается уходовых привычек россиянок, то, согласно исследованиям консалтингового агентства Paper Planes, многие женщины в городах-миллионниках впервые пробуют антивозрастные средства в достаточно молодом возрасте — 81% опрошенных сделали это в период от 15 до 30 лет (при этом наибольший процент приходится на период 21-25 лет). Четверть из них использует такую косметику с целью именно замедления старения.
При этом «продлевать молодость» у пластических хирургов россиянки в массе не спешат — как и француженки, они предпочитают консервативные методы. А еще, по наблюдениям участников косметического рынка, женщины в России часто заходят в магазины не для того, чтобы приобрести еще более инновационное и результативное средство, чем у них уже есть, а чтобы поднять себе настроение и попробовать что-то новое!
Второе рождение кожи
Купить
Кроме прочего, россиянки отлично разбираются в косметике. Об этом, в частности, говорит в своем исследовании «Особенности российского рынка косметических средств» Дарья Вахтеева. «[В России] превалирует рациональный подход к покупке, — пишет она. — Потребитель стал прагматично и практично подходить к покупке, большое внимание уделяется соотношению «цена-качество»». Автор также отмечает, что, начиная с 2009 года, неуклонно растет доверие именно к российской косметике. Более того — и это любопытный факт — «российская косметика» практически стала синонимом «органической косметики», поскольку большинство игроков делают ставку на натуральные ингредиенты.р». Сама Валерия говорит, что только к 50 годам сумела полюбить свое тело.
4
Догнать и перегнать за 20 лет
Российский косметический рынок гораздо моложе западных коллег. Крупнейшие марки США и Европы уже в середине прошлого века были хорошо известны: их история исчисляется десятками лет. Советская косметика, конечно же, пользовалась популярностью, однако после распада СССР все эти средства довольно быстро перешли в разряд «бабушкиных». Поколение тридцатилетних еще может помнить сильно пахнущие кремы, парфюм и сухую тушь для ресниц, которую нужно было смачивать, чтобы нанести. В 90-е на российский рынок хлынули иностранные марки, собственный же рынок практически заглох. Сформировалось отношение потребителя: зарубежное равно хорошее, родное равно нерезультативное.
Ситуация переломилась, как ни странно, в кризисное время — в 1998 году. Испугавшись падения доходов, мировые косметические лидеры значительно сократили поставки в Россию, а отечественные производители, в свою очередь, получили возможность заявить о себе — и не упустили ее: до той поры остававшиеся в тени, за последующие несколько лет многие смогли улучшить свои позиции, а некоторые — укрепиться в лидерах.
Это касается, в частности, марки «Черный жемчуг», которая была основана в 1996-м. Все началось с выпуска крема для лица, для которого использовали самые прогрессивные на тот момент ингредиенты. В начале нулевых ассортимент значительно расширился, появились новые линейки для разных нужд. Бренд пересмотрел отношение к портрету «своей» женщины: расширился ассортимент — расширилась и сегментировалась аудитория — были учтены и «обработаны» все нужды, а каждое средство адресовано конкретной женщине с конкретным запросом.
Проще говоря, родившаяся в конце 90-х и быстро развивавшаяся в России собственная косметическая индустрия всего за два десятка лет догнала западную — ту, что в несколько раз старше! Сегодня это динамичная сфера, в которой есть собственные игроки и своя конкурентная среда. А российские производители уже не просто перенимают чужой опыт, но изобретают собственные решения и продвигают их на западный рынок.
5 личных историй
о жизни и красоте
Читать
9 вечерних привычек
по уходу, которые надо
включить после 45
Читать
Тест
Бьюти-
География
В какой стране вас
приняли бы за местную?
Узнать
Второе рождение кожи
Купить